15.03.2022
О
смертельной опасности напоминают знаки электробезопасности, размещенные на
энергообъектах. «Стой! Напряжение!», «Не влезай! Убьет!», «Осторожно!
Электрическое напряжение!» — это не простые слова, это предупреждение о
реальной угрозе.Категорически запрещено не только делать селфи непосредственно
на энергообъектах, но и использовать монопод, чтобы сфотографироваться в
охранных зонах подстанций и ВЛ ж/д. Под напряжение можно попасть и не касаясь
токоведущих частей, а только приблизившись к ним на недопустимое расстояние
менее 2 метров, даже если контакта с энергооборудованием, находящимся под
напряжением, не было. В воздушном промежутке между электроустановкой и телом
человека возникнет электрическая дуга, которая нанесет несовместимые с жизнью
травмы. За 2017 год на ВСЖД от действия электротока пострадало 4 подростков, за
5 месяцев 2018 уже трое.
На
объектах железной дороги присутствуют два рода тока: постоянный и переменный.
У
переменного тока напряжение в контактном проводе составляет 27500 Вольт, что в
125 раз больше напряжения в бытовой розетке. Если дома в розетках напряжение
составляет 220 В, и в случае прикасания к неисправной электропроводке можно
получить сильный ожог, то смертельную травму на объектах ж/д можно получить
даже не касаясь контактного провода, достаточно приблизиться к нему
непосредственно человеку на расстояние менее 2 метров, а так же через любые
предметы (леску, удочку, ленту, ветку и т.д.).
Высота
контактного провода от головки рельса – 5750 мм. Высота железнодорожного вагона
составляет в среднем 4-5 метров. Таким образом, расстояние от контактного
провода до крыши вагона составляет около 0,5-1,5м, что говорит о том, что
опасность поражения электрическим током появляется даже до подъема на крышу
вагонов и локомотивов. Поэтому все вагоны, стоящие на путях под контактным
проводом уже являются зоной повышенной опасности, и пытаться подняться на крышу
вагонов – значит заранее обрекать себя на гибель.
На электрифицированных
участках железных дорог переменного тока даже на отключенной от электропитания,
но еще незаземленной должным образом работниками ж/д контактной подвеске,
наводится опасное напряжение 8 кВ и более. Это опасное наведенное напряжение
возникает за счет электромагнитного влияния контактной подвески действующего
соседнего пути, и оно так же представляет угрозу для жизни.
Кроме
того необходимо принимать все оборванные, висящие, лежащие на земле провода
находящимися под напряжением и не приближаться к ним ближе 8 метров. В отличие
от электропроводки в наших дома, электропроводов и кабелей проходящих в
населенных пунктах, которые оборудованы дополнительнойзащитой токопроводящих
частей (но ни в коем случае не исключающей поражение электротоком) в виде изоляционной
оболочки, провода вдоль ж/д не имеют такой защиты, и на всем своем протяжении
несут угрозу жизни человека и животных. И в случае соприкосновения этих
проводов с соседними токопроводящими объектами и частями, нормально
находившимися без напряжения, те, в свою очередь так же становятся находящимися
под напряжением, соответственно опасным для жизни.
В
случае обрыва некоторых металлических частей контактной подвески (струн),
попадания металлических проводов на контактную подвеску (например, вследствие
деятельности птиц), и соответственно нахождение их так же под рабочим
напряжением, эти части могут свисать ниже уровня контактного провода и быть уже
на расстоянии около 4м от уровня головки рельса (т.к. длина струны варьируется
от 0,5 до 1,8м), либо касаться вагонов, опор и других сооружений, находящихся в
непосредственной близости от ж/д. В этих случаях прикосновение к вагонам,
опорам так же будет представлять опасность для жизни.
В
проводах контактной сети постоянного тока уровень напряжения равен 3300 Вольт.
Это немного меньше, чем у переменного тока, однако, не менее опасно, т.к. при
непосредственном контакте наступает мгновенная смерть.
На ВСЖД
используется тяга переменного тока, которая, как понятно из вышенаписанного,
является более опасной по сравнению с тягой на постоянном токе, потому что
попасть под смертельное действие электротока можно даже без непосредственного
контакта с токоведущими частями.
Во
избежание поражения электрическим током категорически запрещается:
-приближаться
к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние
менее 2 м;
-подниматься
на крыши вагонов, локомотивов;
-прикасаться
к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и
через какие-либо предметы;
-подниматься
на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами, на металлические
конструкции железнодорожных мостов;
-приближаться
к провисшим и оборванным проводам, независимо от того касаются они земли или
нет, на расстояние менее 8 метров;
-набрасывать
на провода посторонние предметы;
-открывать
двери электроустановок.
Примеры:
Двое
несовершеннолетних, проходя вдоль железнодорожных путей, залезли на цистерну с
целью сделать «селфи». В момент, когда один из юношей поднял руку, чтобы
сделать фотографию, произошел удар током, в результате чего один из них получил
травму.
Подросток
взобрался на крышу вагона, стоявшего на запасных путях под контактными
проводами, и приблизился менее чем на 2 метра к сети, напряжение в которой
составляет 27 500 вольт. Образовалась электрическая дуга, и подросток получил
тяжелую электротравму.
На
автомобильном мосту в г. Хабаровске погиб подросток, который пытался дотянуться
деревянной палкой до металлической цепочки, висевшей на проводах.